Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Система дистанционного образования в России
Методические разработки дидактических материалов
(тестовые задания) по экологии для обучающихся 9 – 11 классов
 Учебно-методическое пособие по экологии.

Индивидуальный контроль знаний
по разделу "Экосистемы и присущие им закономерности"

Самохвалов Андрей Сергеевич,
 педагог дополнительного образования
объединения ″химики-экологи″
 ГБОУ СОШ №353  г. Санкт-Петербурга
 
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
 
Цели данного пособия: 1) помочь педагогу в проверке качества усвоения обучающимися материала по выборочным темам курса экологии: "Средам обитания организмов. Экологическим факторам среды", "Экосистеме и её компонентам", "Разнообразию экосистем. Саморазвитию и смене экосистем. Агроэкосистемам", "Круговороту веществ и превращению энергии в экосистемах. Роли в нём организмов разных царств. Саморегуляции в экосистемах", "Биосфере – глобальной экосистеме. Учению В.И. Вернадского о биосфере", "Глобальным изменениям в биосфере. Проблеме устойчивого развития биосферы. Сохранению биологического разнообразия планеты", "Особо охраняемым природным территориям и охране природы";  2) повысить эффективность проведения занятий посредством использования на них элементов тестирования.
Данный раздел пособия включает в себя комплект проверочных работ по экологии для общеобразовательных школ (для проверки знаний обучающихся, изучающих экологию на базовом уровне) и соответствует федеральному  государственному образовательному стандарту (второго поколения). Данное учебно-методическое пособие может быть использовано в комплекте с любыми учебниками по экологии и биологии.
Проверочная работа – необходимый элемент педагогической деятельности, промежуточный метод проверки знаний обучающихся. Формы заданий, использующихся в контроле, могут различаться, но в большинстве случаев целесообразно проведение проверочных работ в форме индивидуального или фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому разделу или теме, особенно если необходимо выявить уровень подготовки класса (группы) или отдельного обучающегося. В данном случае итоговое тестирование проводится с таким расчётом, чтобы у педагога ещё оставалось время наверстать упущенное. Примеры подобных проверочных работ (проекты) по отдельным темам раздела "Экосистемы и присущие им закономерности" представлены в настоящем пособии. Комплект дидактических материалов учебно-методического пособия включает 7 проверочных тестовых работ, содержащих по 8 – 12 вопросов с выбором как одного, так и нескольких правильных вариантов ответов. Тестовые задания имеют различное дидактическое назначение и предназначены для проверки знаний обучающихся и умений их применять в конкретных ситуациях, а также могут быть использованы при обобщении и повторении изученного материала по выборочным темам курса экологии. Это кратковременные работы, охватывающие содержание конкретных вопросов темы. Предполагается, что ответы на них обучающиеся дают в течение  5 – 10 минут.
В предложенных тестовых заданиях заложен системный подход к обучению экологии: контролируются те ведущие понятия экологии, содержание которых углубляется из класса в класс. Приведённые в конце пособия ответы ко всем тестовым заданиям позволят обучающимся использовать их при самоподготовке и повторении материала по всему разделу "Экосистемы и присущие им закономерности". 
Пособие адресовано педагогам по экологии, биологии и обучающимся 9 – 11  классов, желающим повысить уровень своих знаний по изучаемому предмету. Школьникам оно будет также полезно при отработке учебного материала в течение года и при подготовке к итоговой аттестации.
 
-2-
ПРОЕКТЫ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ТЕМАМ
 
Тема 1.  "Среды обитания организмов. Экологические факторы среды"
 
1). Предметом изучения экологии является:
     а) многообразие организмов, их объединение в группы;
     б) закономерности наследственности и изменчивости организмов;
     в) взаимоотношения живых организмов и среды их обитания;
     г) строение и особенности функционирования организмов?
 
2). Среда обитания организма – это совокупность:
  а) окружающих условий, оказывающих на него благоприятное воздействие;
  б) окружающих его растений, животных, грибов и бактерий;
  в) всех компонентов неживой природы;
  г) всех окружающих его условий?
 
3). Экологическими факторами называют:
     а) только факторы неорганической среды;
     б) только факторы, связанные с влиянием живых существ;
     в) только факторы, возникающие в результате деятельности человека;
     г) все факторы среды, которые воздействуют на организм?
 
4). Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами:
     а) абиотическими;                                            б) биотическими;
     в) антропогенными;                                         г) ограничивающими?
 
5). Содержание в почве или воде солей азота и фосфора относят к факторам:
      а) биотическим;                                                б) абиотическим;    
      в) антропогенным;                                           г) ограничивающим?
 
6). Свойство живых систем, испытывающее наибольшее давление естественного отбора, – это:
       а) способность организмов к росту;      б) высокая плодовитость;
       в) способность к саморегуляции;           г) способность к обмену веществ?
 
7). Биологическим оптимумом является:
    а) отрицательное действие биотических факторов;
    б) наилучшее сочетание абиотических факторов, влияющих на организм;
    в) наилучшее сочетание всех факторов, влияющих на организм;
    г) положительное действие биотических факторов?
 
8). Ограничивающим называется фактор:
   а) снижающий выживаемость вида;      б) с широким диапазоном значений;
   б) по значению несколько ниже оптимального;   г) только антропогенный?
-3-
9). Ограничивающим фактором на больших океанических глубинах для бурых водорослей будет:
а) большое количество осадочных пород;      б) количество углекислого газа;
в) освещённость;                                                г) температура воды?
 
10). Организмы, как правило, приспосабливаются:
       а) к нескольким, наиболее важным экологическим факторам;
       б) к одному, наиболее существенному фактору;
       в) в основном к абиотическим факторам;
       г) в основном к биотическим факторам?
 
11). Наиболее важным приспособлением млекопитающих к жизни в непостоянных условиях среды можно считать способность к:
        а) саморегуляции;                                        б) анабиозу;
        в) охране потомства;                                    г) высокой плодовитости?
 
 
Тема 2.  "Экосистема и её компоненты"
 
1). Примером конкуренции организмов является:
     а) повилика, растущая на других растениях;
     б) сурепка на пшеничном поле;                        в) гриб-трутовик на берёзе;
     г) клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений?
 
2). Полное истребление одного вида другим:
     а) возможно в результате хищничества;      б) паразитизма;
     в) конкуренции;                                              г) как правило, невозможно?
 
3). Наиболее опасным для существования популяции птиц является:
     а) появление нового паразита;                                              б) наводнение;
     в) уменьшение количества корма на данной территории;
     г) увеличения численности хищника?
 
4). В симбиотических взаимоотношениях находятся:
     а) лев и шакал;                                                 б) акула и дельфин;
     в) росянка и муха;                                            г) рыба и дождевой червь?
 
5). Явление конкуренции возникает между:
     а) хищниками и жертвами;                              б) паразитами и хозяевами;
     в) видами со сходными потребностями;
     г) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом?
 
6). Форму существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом, называют:
     а) хищничеством;                                                              б) паразитизмом;
     в) конкуренцией;                                                               г) симбиозом?
-4-
7). Паразитизм – форма связи в популяциях, при которой паразит:
     а) приносит пользу хозяину;           б) всегда приводит хозяина к гибели;
     в) приносит хозяину вред, но не вызывает его немедленной гибели;
     г) не приносит хозяину ни вреда, ни пользы?
 
8). Роль консументов в лесной экосистеме играют:
     а) зайцы-беляки;                                                      б) куколки насекомых;
     в) почвенные бактерии;                                           г) осины?
 
9). Основная роль в минерализации органических остатков принадлежит:
     а) одуванчикам;                                            б) медведкам обыкновенным;
     в) азотобактериям;                                        г) дождевым червям?
 
10). Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:
       а) бактерии;               б) сосны;               в) белки;               г) насекомые?
 
11). В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи:
        а) консументы – продуценты – редуценты;
        б) редуценты – консументы – продуценты;
        в) продуценты – консументы – редуценты;
        г) консументы – редуценты – продуценты?
 
 
Тема 3.  "Разнообразие экосистем. Саморазвитие и смена экосистем. Агроэкосистемы"
 
1). Сообществом можно назвать группу:
   а) растений, обитающих в биогеоценозе;     б) грибов, бактерий и растений;
   в) животных, растений и микроорганизмов;
   г) растений, животных, грибов и бактерий?
 
2). Биогеоценозом называют совокупность:
а) популяций разных видов, обитающих на определённой территории;
б) живых и неживых компонентов природы, связанных круговоротом веществ;
в) взаимосвязанных популяций растений и животных;
г) популяций одного вида, населяющих разные территории?
 
3). Совокупность устоявшихся в сообществе взаимоотношений между организмами приводит к:
а) устойчивой сукцессии;                        б) увеличению численности организмов;
в) нарушению равновесия в системе;   г) снижению численности популяции?
 
4). Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:
       а) дубравы;                б) тайги;                в) пустыни;                г) степи?
-5-
5). Уничтожение хищников в сообществе приводит к:
     а) наиболее благоприятным условиям для существования жертв;
     б) появлению генотипов с адаптивными преимуществами;
     в) расцвету и размножению популяций жертв;
     г) изменению оптимальных условий для существования популяции?
 
6). Появление новых паразитов наряду со старыми:
     а) положительно влияет на жизнь популяции;
     б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптаций;
     в) приводит к гибели хозяина или сокращению его численности;
     г) не вызывает изменений в популяции?
 
7). В большей степени вымирание популяций амфибий может зависеть от:
   а) чрезмерного перенаселения;            б) снижения численности насекомых;
   в) слишком малой численности и родственных скрещиваний;
   г) повышения гетерозиготности популяции?
 
8). Все виды, образующие пищевую цепь, существуют за счёт органического вещества, созданного:
       а) только растениями;                        б) только растениями и животными;
       в) животными, грибами и бактериями;
       г) растениями, циано- и хемосинтезирующими бактериями?
 
9). Укажите неверное утверждение. Признаки, характеризующие агроценозы:
а) разнообразие видового состава, сложная сеть взаимосвязей;
б) получение дополнительной энергии наряду с солнечной;
в) неспособность к длительному самостоятельному существованию, ослабление процессов саморегуляции;
г) преобладание популяций немногих видов, упрощённость взаимоотношений между видами?
 
10). Укажите неверное утверждение. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как:
      а) усиливается конкуренция между культурными растениями;
      б) культурные растения вытесняются сорняками;
      в) не может существовать без удобрений и ухода?
      г) не выдерживает конкуренции с природными биоценозами?
 
11). Ядовитые соединения (пестициды) не рекомендуются сейчас для уничтожения вредителей сельского хозяйства, потому что они:
       а) очень дорогостоящие;                         б) разрушают структуру почвы;
       в) убивают и полезных и вредных членов сообщества;
       г) снижают продукцию агроценоза?
 
-6-
Тема 4.  "Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Роль в нём организмов разных царств. Саморегуляция в экосистемах"
 
1). Укажите правильно составленную пищевую цепь:
а) клевер – ястреб – шмель – мышь;       б) клевер – шмель – мышь – ястреб;
в) шмель – мышь – ястреб – клевер;       г) мышь – клевер – шмель – ястреб?
 
2). Наименьшее количество вещества поступает в цепь разложения в биоценозе:
       а) луга;                    б) степи;                    в) моря;                    г) леса?
 
3). Продукция экосистемы – это:
     а) её биомасса;                             б) количество переработанного вещества;
     в) прирост биомассы в год;        г) прирост за несколько лет?
 
4). Роль продуцента и консумента одновременно может играть:
     а) эвглена зелёная;                                                 б) инфузория-туфелька;
     в) амёба обыкновенная;                                         г) лямблия печёночная?
 
5). Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:
       а) дубравы;               б) тайги;               в) пустыни;               г) степи?
 
6). В одной экосистеме можно встретить дуб и:
     а) суслика;          б) кабана;          в) жаворонка;          г) синий василёк?
 
7). Какое из действий человека скорее приведёт к гибели обитателей озера:
     а) перенаселение видами растений и животных;             б) отлов рыбы;
     в) разведение в нём новых пород рыб;
     г) смыв солей фосфора и азота в воду?
 
8). Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать:
     а) заполнение их водой;                                    б) вспашка склонов;
     в) посадка на их склонах растений;                  г) заполнение их песком?
 
 
Тема 5.  "Биосфера – глобальная экосистема.
Учение В.И. Вернадского о биосфере"
 
1). Следы жизни можно обнаружить:
     а) в любой точке биосферы;                                б) в любой точке Земли;
     в) в любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики;
     г) в биосфере и за её пределами?
 
2). Наиболее постоянным фактором, влияющим на атмосферу, является:
    а) давление;      б) прозрачность;      в) газовый состав;      г) температура?
 
-7-
3). Основное отличие биосферы от других оболочек Земли заключается в том, что:
а) в биосфере не происходит геохимических процессов, а идёт только биологическая эволюция;
б) в биосфере используются другие источники энергии;
в) геологическая и биологическая эволюция идут одновременно;
г) в биосфере идёт только геологическая эволюция?
 
4). К функциям биосферы, обусловленным процессами фотосинтеза, можно отнести:
   а) газовую;                         б) окислительно-восстановительную;
   в) концентрационную;       г) газовую и окислительно-восстановительную?
 
5). Фактором, ограничивающим распространение жизни в верхних слоях атмосферы, является:
     а) состав воздуха;                                                           б) температура;
     в) ультрафиолетовое излучение;                                    г) влажность?
 
6). Начальный этап миграции вещества и энергии в биосфере – это:
а) преобразование животными органических веществ, созданных растениями в процессе фотосинтеза;
б) преобразование энергии солнечного излучения автотрофными организмами в процессе фотосинтеза;
в) минерализация сложных органических остатков организмами-редуцентами;
г) передача органических веществ по цепям и сетям питания?
 
7). Укажите неверное утверждение:
а) углеводы, образовавшиеся в растении при фотосинтезе, служат источником энергии для других организмов;
б) в организмах происходят окислительные процессы;
в) организмы разрушают остатки биомассы;
г) биосфера не нуждается в притоке внешней энергии?
 
8). Весь кислород атмосферы образован благодаря деятельности:
     а) сине-зелёных водорослей;                     б) гетеротрофных организмов;
     в) колониальных простейших;                  г) автотрофных организмов?
 
9). Основная идея В.И. Вернадского заключается в том, что:
а) живые организмы являются открытыми системами;
б) организмы преобразуют энергию солнца в энергию геохимических процессов;
в) биосфера состоит из атмосферы, литосферы и гидросферы;
г) в природе происходит круговорот веществ?
 
 
-8-
Тема 6.  "Глобальные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Сохранение биологического разнообразия планеты"
 
1). Если обработать пестицидами поля Западной Европы, то наиболее вероятен следующий результат:
      а) пестициды не распространятся за пределы этих полей;
      б) все пестициды перейдут в растения;
      в) следы пестицидов могут быть обнаружены на других континентах;
      г) все пестициды останутся в почве?
 
2). Основным потребителем углекислого газа в биосфере является:
     а) продуценты;       б) консументы;       в) редуценты;       г) детритофаги?
 
3). Возврат химических элементов (азота, углерода, фосфора) в круговорот осуществляется в основном:
     а) продуцентами;                                                             б) редуцентами;
     в) промышленными предприятиями;                              г) консументами?
 
4). Образование торфяников, угля и нефти способствовало:
     а) уменьшению количества кислорода, включённого в круговорот;
     б) сохранению постоянного количества углекислого газа в атмосфере;
     в) увеличению содержания кислорода в воздухе;
     г) снижению количества углерода в круговороте веществ?
 
5). Наилучшим способом участия отдельного человека в сохранении биосферы является:
      а) отказ от езды на автомобиле;                         б) отказ от браконьерства;
      в) участие в разработке законов по охране природы;
      г) сокращение потребления мясной пищи?
 
6). Основным веществом, вызывающим кислотные дожди, является:
     а) сернистый газ;                                                     б) монооксид азота;
     в) углекислый газ;                                                   г) диоксид кремния?
 
7). Одной из главных причин сокращения разнообразия видов животных является:
     а) всё большее употребление животных в пищу человеком;
     б) чрезмерное размножение хищников;
     в) разрушение мест обитания животных;
     г) накопление ядохимикатов в окружающей среде?
 
8). Наибольшее количество видов находится в экосистемах:
     а) вечнозелёных лесов умеренного пояса; 
     б) влажных экваториальных лесов;
     в) листопадных лесов умеренного пояса;                                   г) тайги?
 
-9-
9). Озоновый слой является необходимым условием существования биосферы, потому что он:
а) образуется в результате космических излучений;
б) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;
в) защищает атмосферу от загрязнений;
г) способствует очищению морей от загрязнений тяжёлыми металлами?
 
10). Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия – важнейшего фактора устойчивости биосферы – является:
       а) прямое истребление;                       б) химическое загрязнение среды;
       в) физическое загрязнение среды;      г) разрушение мест обитания?
 
 
Тема 7.  "Особо охраняемые природные территории и охрана природы"
 
1). К особо охраняемым природным территориям относятся:
а) лечебно-оздоровительные местности и курорты;   
б) национальные парки;
в) пешеходные зоны в городах с численностью населения более пятьсот тысяч человек;
г) территории садовых товариществ, расположенных на землях, выведенных из сельскохозяйственных обращений?
 
2). В биосферных заповедниках:
а) осуществляется глобальный экологический мониторинг;
б) разрешена охота;
в) благодаря отсутствию ограничений на природопользование моделируется антропогенное воздействие?
 
3). Заказники – это:
а) ″неполные заповедники″;
б) хозяйства, поставляющие по предварительным заказам лекарственные растения;
в) природные комплексы, предназначенные для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов?
 
4). В Красную книгу включаются:
а) только млекопитающие, численность которых сокращается не менее чем на 20% в год;
б) исчезающие и редкие виды, а также виды, находящиеся под угрозой исчезновения;
в) восстанавливающиеся виды;                                  
г) неопределённые виды?
 
-10-
5). Полностью исчезнувшие на Земле виды животных:
     а) амурский тигр;                                             б) стеллерова корова;  
     в) лошадь Пржевальского;                              г) странствующий голубь?
 
6). Что способствует загрязнению водоёмов:
      а) дым с фабрик и заводов;                                     б) водный транспорт;
      в) вырубка лесов;                                                     г) охота на животных?
 
7). Укажите, что способствует истреблению животных:
     а) строительство очистных сооружений;
     б) переоборудование заводов и фабрик;
     в) охота и браконьерство;                                           г) посадка деревьев?
 
8). Укажите, что способствует уничтожению лесов:
      а) сплошная вырубка деревьев;           б) усиливающийся пресс туризма;
      в) лесные пожары и выжигание растительности;
      г) рост количества целлюлозно-бумажных предприятий?
 
9). Укажите действия людей по охране природы:
а) строительство дорог;                                              б) возделывание полей;
в) охрана редких животных в заповедниках, заказниках и национальных парках;
г) занесение в Красные книги исчезающих животных?
 
10). Верны ли следующие суждения об угрозах природе:
       А. Загрязнение воздуха происходит из-за попадания дыма с фабрик и заводов.
       Б. Истребление животных происходит потому, что человек охотится на них ради вкусного мяса, красивого меха или кожи.
           а) верны оба суждения;                                   б) оба суждения неверны;
           в) верно только А;                                           г) верно только Б?
 
11). Верны ли следующие суждения о заказниках:
       А. На территории заказника нельзя оборудовать стоянки отдыха, ставить палатки, разжигать костры.
       Б. На территории заказника нельзя ездить на машинах и мотоциклах.
            а) верно только А;                                         б) верно только Б;
            в) верны оба суждения;                                 г) оба суждения неверны?
 
12). Какие виды особо охраняемых природных территорий имеются на территории Санкт-Петербурга:
       а) заповедники;               б) заказники;               в) национальные парки;
                        г) природные парки;               д) памятники природы?
 
 
 

 
-11-
Ответы
 
Тема 1.  ″Среды обитания организмов. Экологические факторы среды″
1 – в;          4 – б;          7 – в;          10 – а;
2 – г;          5 – б;          8 – а;          11 – а;
                                                 3 – г;          6 – б;          9 – в;    
 
Тема 2.  ″Экосистема и её компоненты″
1 – б;          4 – а;          7 – в;          10 – б;
2 – г;          5 – в;          8 – а;          11 – в.
                                                 3 – а;          6 – г;          9 – в;
 
Тема 3.  ″Разнообразие экосистем. Саморазвитие и смена экосистем. Агроэкосистемы″
1 – а;          4 – г;          7 – б;          10 – а;
2 – б;          5 – г;          8 – г;          11 – в.
                                                  3 – а;          6 – в;         9 – а;
 
Тема 4.  ″Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Роль в нём организмов разных царств. Саморегуляция в экосистемах″
1 – б;          3 – в;      &nbs

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»