Система дистанционного образования в России
Методические разработки дидактических материалов
(тестовые задания) по экологии для обучающихся 9 – 11 классов
Учебно-методическое пособие по экологии.
Методические разработки дидактических материалов
(тестовые задания) по экологии для обучающихся 9 – 11 классов
Учебно-методическое пособие по экологии.
Индивидуальный контроль знаний
по разделу "Экосистемы и присущие им закономерности"
Самохвалов Андрей Сергеевич,
педагог дополнительного образования
объединения ″химики-экологи″
ГБОУ СОШ №353 г. Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №353 г. Санкт-Петербурга
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цели данного пособия: 1) помочь педагогу в проверке качества усвоения обучающимися материала по выборочным темам курса экологии: "Средам обитания организмов. Экологическим факторам среды", "Экосистеме и её компонентам", "Разнообразию экосистем. Саморазвитию и смене экосистем. Агроэкосистемам", "Круговороту веществ и превращению энергии в экосистемах. Роли в нём организмов разных царств. Саморегуляции в экосистемах", "Биосфере – глобальной экосистеме. Учению В.И. Вернадского о биосфере", "Глобальным изменениям в биосфере. Проблеме устойчивого развития биосферы. Сохранению биологического разнообразия планеты", "Особо охраняемым природным территориям и охране природы"; 2) повысить эффективность проведения занятий посредством использования на них элементов тестирования.
Данный раздел пособия включает в себя комплект проверочных работ по экологии для общеобразовательных школ (для проверки знаний обучающихся, изучающих экологию на базовом уровне) и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Данное учебно-методическое пособие может быть использовано в комплекте с любыми учебниками по экологии и биологии.
Проверочная работа – необходимый элемент педагогической деятельности, промежуточный метод проверки знаний обучающихся. Формы заданий, использующихся в контроле, могут различаться, но в большинстве случаев целесообразно проведение проверочных работ в форме индивидуального или фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому разделу или теме, особенно если необходимо выявить уровень подготовки класса (группы) или отдельного обучающегося. В данном случае итоговое тестирование проводится с таким расчётом, чтобы у педагога ещё оставалось время наверстать упущенное. Примеры подобных проверочных работ (проекты) по отдельным темам раздела "Экосистемы и присущие им закономерности" представлены в настоящем пособии. Комплект дидактических материалов учебно-методического пособия включает 7 проверочных тестовых работ, содержащих по 8 – 12 вопросов с выбором как одного, так и нескольких правильных вариантов ответов. Тестовые задания имеют различное дидактическое назначение и предназначены для проверки знаний обучающихся и умений их применять в конкретных ситуациях, а также могут быть использованы при обобщении и повторении изученного материала по выборочным темам курса экологии. Это кратковременные работы, охватывающие содержание конкретных вопросов темы. Предполагается, что ответы на них обучающиеся дают в течение 5 – 10 минут.
В предложенных тестовых заданиях заложен системный подход к обучению экологии: контролируются те ведущие понятия экологии, содержание которых углубляется из класса в класс. Приведённые в конце пособия ответы ко всем тестовым заданиям позволят обучающимся использовать их при самоподготовке и повторении материала по всему разделу "Экосистемы и присущие им закономерности".
Пособие адресовано педагогам по экологии, биологии и обучающимся 9 – 11 классов, желающим повысить уровень своих знаний по изучаемому предмету. Школьникам оно будет также полезно при отработке учебного материала в течение года и при подготовке к итоговой аттестации.
Данный раздел пособия включает в себя комплект проверочных работ по экологии для общеобразовательных школ (для проверки знаний обучающихся, изучающих экологию на базовом уровне) и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Данное учебно-методическое пособие может быть использовано в комплекте с любыми учебниками по экологии и биологии.
Проверочная работа – необходимый элемент педагогической деятельности, промежуточный метод проверки знаний обучающихся. Формы заданий, использующихся в контроле, могут различаться, но в большинстве случаев целесообразно проведение проверочных работ в форме индивидуального или фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому разделу или теме, особенно если необходимо выявить уровень подготовки класса (группы) или отдельного обучающегося. В данном случае итоговое тестирование проводится с таким расчётом, чтобы у педагога ещё оставалось время наверстать упущенное. Примеры подобных проверочных работ (проекты) по отдельным темам раздела "Экосистемы и присущие им закономерности" представлены в настоящем пособии. Комплект дидактических материалов учебно-методического пособия включает 7 проверочных тестовых работ, содержащих по 8 – 12 вопросов с выбором как одного, так и нескольких правильных вариантов ответов. Тестовые задания имеют различное дидактическое назначение и предназначены для проверки знаний обучающихся и умений их применять в конкретных ситуациях, а также могут быть использованы при обобщении и повторении изученного материала по выборочным темам курса экологии. Это кратковременные работы, охватывающие содержание конкретных вопросов темы. Предполагается, что ответы на них обучающиеся дают в течение 5 – 10 минут.
В предложенных тестовых заданиях заложен системный подход к обучению экологии: контролируются те ведущие понятия экологии, содержание которых углубляется из класса в класс. Приведённые в конце пособия ответы ко всем тестовым заданиям позволят обучающимся использовать их при самоподготовке и повторении материала по всему разделу "Экосистемы и присущие им закономерности".
Пособие адресовано педагогам по экологии, биологии и обучающимся 9 – 11 классов, желающим повысить уровень своих знаний по изучаемому предмету. Школьникам оно будет также полезно при отработке учебного материала в течение года и при подготовке к итоговой аттестации.
-2-
ПРОЕКТЫ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ТЕМАМ
Тема 1. "Среды обитания организмов. Экологические факторы среды"
ПРОЕКТЫ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ТЕМАМ
Тема 1. "Среды обитания организмов. Экологические факторы среды"
1). Предметом изучения экологии является:
а) многообразие организмов, их объединение в группы;
б) закономерности наследственности и изменчивости организмов;
в) взаимоотношения живых организмов и среды их обитания;
г) строение и особенности функционирования организмов?
2). Среда обитания организма – это совокупность:
а) окружающих условий, оказывающих на него благоприятное воздействие;
б) окружающих его растений, животных, грибов и бактерий;
в) всех компонентов неживой природы;
г) всех окружающих его условий?
3). Экологическими факторами называют:
а) только факторы неорганической среды;
б) только факторы, связанные с влиянием живых существ;
в) только факторы, возникающие в результате деятельности человека;
г) все факторы среды, которые воздействуют на организм?
4). Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами:
а) абиотическими; б) биотическими;
в) антропогенными; г) ограничивающими?
5). Содержание в почве или воде солей азота и фосфора относят к факторам:
а) биотическим; б) абиотическим;
в) антропогенным; г) ограничивающим?
6). Свойство живых систем, испытывающее наибольшее давление естественного отбора, – это:
а) способность организмов к росту; б) высокая плодовитость;
в) способность к саморегуляции; г) способность к обмену веществ?
7). Биологическим оптимумом является:
а) отрицательное действие биотических факторов;
б) наилучшее сочетание абиотических факторов, влияющих на организм;
в) наилучшее сочетание всех факторов, влияющих на организм;
г) положительное действие биотических факторов?
8). Ограничивающим называется фактор:
а) снижающий выживаемость вида; б) с широким диапазоном значений;
б) по значению несколько ниже оптимального; г) только антропогенный?
а) многообразие организмов, их объединение в группы;
б) закономерности наследственности и изменчивости организмов;
в) взаимоотношения живых организмов и среды их обитания;
г) строение и особенности функционирования организмов?
2). Среда обитания организма – это совокупность:
а) окружающих условий, оказывающих на него благоприятное воздействие;
б) окружающих его растений, животных, грибов и бактерий;
в) всех компонентов неживой природы;
г) всех окружающих его условий?
3). Экологическими факторами называют:
а) только факторы неорганической среды;
б) только факторы, связанные с влиянием живых существ;
в) только факторы, возникающие в результате деятельности человека;
г) все факторы среды, которые воздействуют на организм?
4). Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами:
а) абиотическими; б) биотическими;
в) антропогенными; г) ограничивающими?
5). Содержание в почве или воде солей азота и фосфора относят к факторам:
а) биотическим; б) абиотическим;
в) антропогенным; г) ограничивающим?
6). Свойство живых систем, испытывающее наибольшее давление естественного отбора, – это:
а) способность организмов к росту; б) высокая плодовитость;
в) способность к саморегуляции; г) способность к обмену веществ?
7). Биологическим оптимумом является:
а) отрицательное действие биотических факторов;
б) наилучшее сочетание абиотических факторов, влияющих на организм;
в) наилучшее сочетание всех факторов, влияющих на организм;
г) положительное действие биотических факторов?
8). Ограничивающим называется фактор:
а) снижающий выживаемость вида; б) с широким диапазоном значений;
б) по значению несколько ниже оптимального; г) только антропогенный?
-3-
9). Ограничивающим фактором на больших океанических глубинах для бурых водорослей будет:
а) большое количество осадочных пород; б) количество углекислого газа;
в) освещённость; г) температура воды?
10). Организмы, как правило, приспосабливаются:
а) к нескольким, наиболее важным экологическим факторам;
б) к одному, наиболее существенному фактору;
в) в основном к абиотическим факторам;
г) в основном к биотическим факторам?
11). Наиболее важным приспособлением млекопитающих к жизни в непостоянных условиях среды можно считать способность к:
а) саморегуляции; б) анабиозу;
в) охране потомства; г) высокой плодовитости?
а) большое количество осадочных пород; б) количество углекислого газа;
в) освещённость; г) температура воды?
10). Организмы, как правило, приспосабливаются:
а) к нескольким, наиболее важным экологическим факторам;
б) к одному, наиболее существенному фактору;
в) в основном к абиотическим факторам;
г) в основном к биотическим факторам?
11). Наиболее важным приспособлением млекопитающих к жизни в непостоянных условиях среды можно считать способность к:
а) саморегуляции; б) анабиозу;
в) охране потомства; г) высокой плодовитости?
Тема 2. "Экосистема и её компоненты"
1). Примером конкуренции организмов является:
а) повилика, растущая на других растениях;
б) сурепка на пшеничном поле; в) гриб-трутовик на берёзе;
г) клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений?
2). Полное истребление одного вида другим:
а) возможно в результате хищничества; б) паразитизма;
в) конкуренции; г) как правило, невозможно?
3). Наиболее опасным для существования популяции птиц является:
а) появление нового паразита; б) наводнение;
в) уменьшение количества корма на данной территории;
г) увеличения численности хищника?
4). В симбиотических взаимоотношениях находятся:
а) лев и шакал; б) акула и дельфин;
в) росянка и муха; г) рыба и дождевой червь?
5). Явление конкуренции возникает между:
а) хищниками и жертвами; б) паразитами и хозяевами;
в) видами со сходными потребностями;
г) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом?
6). Форму существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом, называют:
а) хищничеством; б) паразитизмом;
в) конкуренцией; г) симбиозом?
а) повилика, растущая на других растениях;
б) сурепка на пшеничном поле; в) гриб-трутовик на берёзе;
г) клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений?
2). Полное истребление одного вида другим:
а) возможно в результате хищничества; б) паразитизма;
в) конкуренции; г) как правило, невозможно?
3). Наиболее опасным для существования популяции птиц является:
а) появление нового паразита; б) наводнение;
в) уменьшение количества корма на данной территории;
г) увеличения численности хищника?
4). В симбиотических взаимоотношениях находятся:
а) лев и шакал; б) акула и дельфин;
в) росянка и муха; г) рыба и дождевой червь?
5). Явление конкуренции возникает между:
а) хищниками и жертвами; б) паразитами и хозяевами;
в) видами со сходными потребностями;
г) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом?
6). Форму существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом, называют:
а) хищничеством; б) паразитизмом;
в) конкуренцией; г) симбиозом?
-4-
7). Паразитизм – форма связи в популяциях, при которой паразит:
а) приносит пользу хозяину; б) всегда приводит хозяина к гибели;
в) приносит хозяину вред, но не вызывает его немедленной гибели;
г) не приносит хозяину ни вреда, ни пользы?
8). Роль консументов в лесной экосистеме играют:
а) зайцы-беляки; б) куколки насекомых;
в) почвенные бактерии; г) осины?
9). Основная роль в минерализации органических остатков принадлежит:
а) одуванчикам; б) медведкам обыкновенным;
в) азотобактериям; г) дождевым червям?
10). Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:
а) бактерии; б) сосны; в) белки; г) насекомые?
11). В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи:
а) консументы – продуценты – редуценты;
б) редуценты – консументы – продуценты;
в) продуценты – консументы – редуценты;
г) консументы – редуценты – продуценты?
а) приносит пользу хозяину; б) всегда приводит хозяина к гибели;
в) приносит хозяину вред, но не вызывает его немедленной гибели;
г) не приносит хозяину ни вреда, ни пользы?
8). Роль консументов в лесной экосистеме играют:
а) зайцы-беляки; б) куколки насекомых;
в) почвенные бактерии; г) осины?
9). Основная роль в минерализации органических остатков принадлежит:
а) одуванчикам; б) медведкам обыкновенным;
в) азотобактериям; г) дождевым червям?
10). Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:
а) бактерии; б) сосны; в) белки; г) насекомые?
11). В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи:
а) консументы – продуценты – редуценты;
б) редуценты – консументы – продуценты;
в) продуценты – консументы – редуценты;
г) консументы – редуценты – продуценты?
Тема 3. "Разнообразие экосистем. Саморазвитие и смена экосистем. Агроэкосистемы"
1). Сообществом можно назвать группу:
а) растений, обитающих в биогеоценозе; б) грибов, бактерий и растений;
в) животных, растений и микроорганизмов;
г) растений, животных, грибов и бактерий?
2). Биогеоценозом называют совокупность:
а) популяций разных видов, обитающих на определённой территории;
б) живых и неживых компонентов природы, связанных круговоротом веществ;
в) взаимосвязанных популяций растений и животных;
г) популяций одного вида, населяющих разные территории?
3). Совокупность устоявшихся в сообществе взаимоотношений между организмами приводит к:
а) устойчивой сукцессии; б) увеличению численности организмов;
в) нарушению равновесия в системе; г) снижению численности популяции?
4). Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:
а) дубравы; б) тайги; в) пустыни; г) степи?
а) растений, обитающих в биогеоценозе; б) грибов, бактерий и растений;
в) животных, растений и микроорганизмов;
г) растений, животных, грибов и бактерий?
2). Биогеоценозом называют совокупность:
а) популяций разных видов, обитающих на определённой территории;
б) живых и неживых компонентов природы, связанных круговоротом веществ;
в) взаимосвязанных популяций растений и животных;
г) популяций одного вида, населяющих разные территории?
3). Совокупность устоявшихся в сообществе взаимоотношений между организмами приводит к:
а) устойчивой сукцессии; б) увеличению численности организмов;
в) нарушению равновесия в системе; г) снижению численности популяции?
4). Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:
а) дубравы; б) тайги; в) пустыни; г) степи?
-5-
5). Уничтожение хищников в сообществе приводит к:
а) наиболее благоприятным условиям для существования жертв;
б) появлению генотипов с адаптивными преимуществами;
в) расцвету и размножению популяций жертв;
г) изменению оптимальных условий для существования популяции?
6). Появление новых паразитов наряду со старыми:
а) положительно влияет на жизнь популяции;
б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптаций;
в) приводит к гибели хозяина или сокращению его численности;
г) не вызывает изменений в популяции?
7). В большей степени вымирание популяций амфибий может зависеть от:
а) чрезмерного перенаселения; б) снижения численности насекомых;
в) слишком малой численности и родственных скрещиваний;
г) повышения гетерозиготности популяции?
8). Все виды, образующие пищевую цепь, существуют за счёт органического вещества, созданного:
а) только растениями; б) только растениями и животными;
в) животными, грибами и бактериями;
г) растениями, циано- и хемосинтезирующими бактериями?
9). Укажите неверное утверждение. Признаки, характеризующие агроценозы:
а) разнообразие видового состава, сложная сеть взаимосвязей;
б) получение дополнительной энергии наряду с солнечной;
в) неспособность к длительному самостоятельному существованию, ослабление процессов саморегуляции;
г) преобладание популяций немногих видов, упрощённость взаимоотношений между видами?
10). Укажите неверное утверждение. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как:
а) усиливается конкуренция между культурными растениями;
б) культурные растения вытесняются сорняками;
в) не может существовать без удобрений и ухода?
г) не выдерживает конкуренции с природными биоценозами?
11). Ядовитые соединения (пестициды) не рекомендуются сейчас для уничтожения вредителей сельского хозяйства, потому что они:
а) очень дорогостоящие; б) разрушают структуру почвы;
в) убивают и полезных и вредных членов сообщества;
г) снижают продукцию агроценоза?
а) наиболее благоприятным условиям для существования жертв;
б) появлению генотипов с адаптивными преимуществами;
в) расцвету и размножению популяций жертв;
г) изменению оптимальных условий для существования популяции?
6). Появление новых паразитов наряду со старыми:
а) положительно влияет на жизнь популяции;
б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптаций;
в) приводит к гибели хозяина или сокращению его численности;
г) не вызывает изменений в популяции?
7). В большей степени вымирание популяций амфибий может зависеть от:
а) чрезмерного перенаселения; б) снижения численности насекомых;
в) слишком малой численности и родственных скрещиваний;
г) повышения гетерозиготности популяции?
8). Все виды, образующие пищевую цепь, существуют за счёт органического вещества, созданного:
а) только растениями; б) только растениями и животными;
в) животными, грибами и бактериями;
г) растениями, циано- и хемосинтезирующими бактериями?
9). Укажите неверное утверждение. Признаки, характеризующие агроценозы:
а) разнообразие видового состава, сложная сеть взаимосвязей;
б) получение дополнительной энергии наряду с солнечной;
в) неспособность к длительному самостоятельному существованию, ослабление процессов саморегуляции;
г) преобладание популяций немногих видов, упрощённость взаимоотношений между видами?
10). Укажите неверное утверждение. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как:
а) усиливается конкуренция между культурными растениями;
б) культурные растения вытесняются сорняками;
в) не может существовать без удобрений и ухода?
г) не выдерживает конкуренции с природными биоценозами?
11). Ядовитые соединения (пестициды) не рекомендуются сейчас для уничтожения вредителей сельского хозяйства, потому что они:
а) очень дорогостоящие; б) разрушают структуру почвы;
в) убивают и полезных и вредных членов сообщества;
г) снижают продукцию агроценоза?
-6-
Тема 4. "Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Роль в нём организмов разных царств. Саморегуляция в экосистемах"
1). Укажите правильно составленную пищевую цепь:
а) клевер – ястреб – шмель – мышь; б) клевер – шмель – мышь – ястреб;
в) шмель – мышь – ястреб – клевер; г) мышь – клевер – шмель – ястреб?
2). Наименьшее количество вещества поступает в цепь разложения в биоценозе:
а) луга; б) степи; в) моря; г) леса?
3). Продукция экосистемы – это:
а) её биомасса; б) количество переработанного вещества;
в) прирост биомассы в год; г) прирост за несколько лет?
4). Роль продуцента и консумента одновременно может играть:
а) эвглена зелёная; б) инфузория-туфелька;
в) амёба обыкновенная; г) лямблия печёночная?
5). Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:
а) дубравы; б) тайги; в) пустыни; г) степи?
6). В одной экосистеме можно встретить дуб и:
а) суслика; б) кабана; в) жаворонка; г) синий василёк?
7). Какое из действий человека скорее приведёт к гибели обитателей озера:
а) перенаселение видами растений и животных; б) отлов рыбы;
в) разведение в нём новых пород рыб;
г) смыв солей фосфора и азота в воду?
8). Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать:
а) заполнение их водой; б) вспашка склонов;
в) посадка на их склонах растений; г) заполнение их песком?
а) клевер – ястреб – шмель – мышь; б) клевер – шмель – мышь – ястреб;
в) шмель – мышь – ястреб – клевер; г) мышь – клевер – шмель – ястреб?
2). Наименьшее количество вещества поступает в цепь разложения в биоценозе:
а) луга; б) степи; в) моря; г) леса?
3). Продукция экосистемы – это:
а) её биомасса; б) количество переработанного вещества;
в) прирост биомассы в год; г) прирост за несколько лет?
4). Роль продуцента и консумента одновременно может играть:
а) эвглена зелёная; б) инфузория-туфелька;
в) амёба обыкновенная; г) лямблия печёночная?
5). Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:
а) дубравы; б) тайги; в) пустыни; г) степи?
6). В одной экосистеме можно встретить дуб и:
а) суслика; б) кабана; в) жаворонка; г) синий василёк?
7). Какое из действий человека скорее приведёт к гибели обитателей озера:
а) перенаселение видами растений и животных; б) отлов рыбы;
в) разведение в нём новых пород рыб;
г) смыв солей фосфора и азота в воду?
8). Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать:
а) заполнение их водой; б) вспашка склонов;
в) посадка на их склонах растений; г) заполнение их песком?
Тема 5. "Биосфера – глобальная экосистема.
Учение В.И. Вернадского о биосфере"
1). Следы жизни можно обнаружить:
а) в любой точке биосферы; б) в любой точке Земли;
в) в любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики;
г) в биосфере и за её пределами?
2). Наиболее постоянным фактором, влияющим на атмосферу, является:
а) давление; б) прозрачность; в) газовый состав; г) температура?
а) в любой точке биосферы; б) в любой точке Земли;
в) в любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики;
г) в биосфере и за её пределами?
2). Наиболее постоянным фактором, влияющим на атмосферу, является:
а) давление; б) прозрачность; в) газовый состав; г) температура?
-7-
3). Основное отличие биосферы от других оболочек Земли заключается в том, что:
а) в биосфере не происходит геохимических процессов, а идёт только биологическая эволюция;
б) в биосфере используются другие источники энергии;
в) геологическая и биологическая эволюция идут одновременно;
г) в биосфере идёт только геологическая эволюция?
4). К функциям биосферы, обусловленным процессами фотосинтеза, можно отнести:
а) газовую; б) окислительно-восстановительную;
в) концентрационную; г) газовую и окислительно-восстановительную?
5). Фактором, ограничивающим распространение жизни в верхних слоях атмосферы, является:
а) состав воздуха; б) температура;
в) ультрафиолетовое излучение; г) влажность?
6). Начальный этап миграции вещества и энергии в биосфере – это:
а) преобразование животными органических веществ, созданных растениями в процессе фотосинтеза;
б) преобразование энергии солнечного излучения автотрофными организмами в процессе фотосинтеза;
в) минерализация сложных органических остатков организмами-редуцентами;
г) передача органических веществ по цепям и сетям питания?
7). Укажите неверное утверждение:
а) углеводы, образовавшиеся в растении при фотосинтезе, служат источником энергии для других организмов;
б) в организмах происходят окислительные процессы;
в) организмы разрушают остатки биомассы;
г) биосфера не нуждается в притоке внешней энергии?
8). Весь кислород атмосферы образован благодаря деятельности:
а) сине-зелёных водорослей; б) гетеротрофных организмов;
в) колониальных простейших; г) автотрофных организмов?
9). Основная идея В.И. Вернадского заключается в том, что:
а) живые организмы являются открытыми системами;
б) организмы преобразуют энергию солнца в энергию геохимических процессов;
в) биосфера состоит из атмосферы, литосферы и гидросферы;
г) в природе происходит круговорот веществ?
а) в биосфере не происходит геохимических процессов, а идёт только биологическая эволюция;
б) в биосфере используются другие источники энергии;
в) геологическая и биологическая эволюция идут одновременно;
г) в биосфере идёт только геологическая эволюция?
4). К функциям биосферы, обусловленным процессами фотосинтеза, можно отнести:
а) газовую; б) окислительно-восстановительную;
в) концентрационную; г) газовую и окислительно-восстановительную?
5). Фактором, ограничивающим распространение жизни в верхних слоях атмосферы, является:
а) состав воздуха; б) температура;
в) ультрафиолетовое излучение; г) влажность?
6). Начальный этап миграции вещества и энергии в биосфере – это:
а) преобразование животными органических веществ, созданных растениями в процессе фотосинтеза;
б) преобразование энергии солнечного излучения автотрофными организмами в процессе фотосинтеза;
в) минерализация сложных органических остатков организмами-редуцентами;
г) передача органических веществ по цепям и сетям питания?
7). Укажите неверное утверждение:
а) углеводы, образовавшиеся в растении при фотосинтезе, служат источником энергии для других организмов;
б) в организмах происходят окислительные процессы;
в) организмы разрушают остатки биомассы;
г) биосфера не нуждается в притоке внешней энергии?
8). Весь кислород атмосферы образован благодаря деятельности:
а) сине-зелёных водорослей; б) гетеротрофных организмов;
в) колониальных простейших; г) автотрофных организмов?
9). Основная идея В.И. Вернадского заключается в том, что:
а) живые организмы являются открытыми системами;
б) организмы преобразуют энергию солнца в энергию геохимических процессов;
в) биосфера состоит из атмосферы, литосферы и гидросферы;
г) в природе происходит круговорот веществ?
-8-
Тема 6. "Глобальные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Сохранение биологического разнообразия планеты"
1). Если обработать пестицидами поля Западной Европы, то наиболее вероятен следующий результат:
а) пестициды не распространятся за пределы этих полей;
б) все пестициды перейдут в растения;
в) следы пестицидов могут быть обнаружены на других континентах;
г) все пестициды останутся в почве?
2). Основным потребителем углекислого газа в биосфере является:
а) продуценты; б) консументы; в) редуценты; г) детритофаги?
3). Возврат химических элементов (азота, углерода, фосфора) в круговорот осуществляется в основном:
а) продуцентами; б) редуцентами;
в) промышленными предприятиями; г) консументами?
4). Образование торфяников, угля и нефти способствовало:
а) уменьшению количества кислорода, включённого в круговорот;
б) сохранению постоянного количества углекислого газа в атмосфере;
в) увеличению содержания кислорода в воздухе;
г) снижению количества углерода в круговороте веществ?
5). Наилучшим способом участия отдельного человека в сохранении биосферы является:
а) отказ от езды на автомобиле; б) отказ от браконьерства;
в) участие в разработке законов по охране природы;
г) сокращение потребления мясной пищи?
6). Основным веществом, вызывающим кислотные дожди, является:
а) сернистый газ; б) монооксид азота;
в) углекислый газ; г) диоксид кремния?
7). Одной из главных причин сокращения разнообразия видов животных является:
а) всё большее употребление животных в пищу человеком;
б) чрезмерное размножение хищников;
в) разрушение мест обитания животных;
г) накопление ядохимикатов в окружающей среде?
8). Наибольшее количество видов находится в экосистемах:
а) вечнозелёных лесов умеренного пояса;
б) влажных экваториальных лесов;
в) листопадных лесов умеренного пояса; г) тайги?
а) пестициды не распространятся за пределы этих полей;
б) все пестициды перейдут в растения;
в) следы пестицидов могут быть обнаружены на других континентах;
г) все пестициды останутся в почве?
2). Основным потребителем углекислого газа в биосфере является:
а) продуценты; б) консументы; в) редуценты; г) детритофаги?
3). Возврат химических элементов (азота, углерода, фосфора) в круговорот осуществляется в основном:
а) продуцентами; б) редуцентами;
в) промышленными предприятиями; г) консументами?
4). Образование торфяников, угля и нефти способствовало:
а) уменьшению количества кислорода, включённого в круговорот;
б) сохранению постоянного количества углекислого газа в атмосфере;
в) увеличению содержания кислорода в воздухе;
г) снижению количества углерода в круговороте веществ?
5). Наилучшим способом участия отдельного человека в сохранении биосферы является:
а) отказ от езды на автомобиле; б) отказ от браконьерства;
в) участие в разработке законов по охране природы;
г) сокращение потребления мясной пищи?
6). Основным веществом, вызывающим кислотные дожди, является:
а) сернистый газ; б) монооксид азота;
в) углекислый газ; г) диоксид кремния?
7). Одной из главных причин сокращения разнообразия видов животных является:
а) всё большее употребление животных в пищу человеком;
б) чрезмерное размножение хищников;
в) разрушение мест обитания животных;
г) накопление ядохимикатов в окружающей среде?
8). Наибольшее количество видов находится в экосистемах:
а) вечнозелёных лесов умеренного пояса;
б) влажных экваториальных лесов;
в) листопадных лесов умеренного пояса; г) тайги?
-9-
9). Озоновый слой является необходимым условием существования биосферы, потому что он:
а) образуется в результате космических излучений;
б) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;
в) защищает атмосферу от загрязнений;
г) способствует очищению морей от загрязнений тяжёлыми металлами?
10). Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия – важнейшего фактора устойчивости биосферы – является:
а) прямое истребление; б) химическое загрязнение среды;
в) физическое загрязнение среды; г) разрушение мест обитания?
а) образуется в результате космических излучений;
б) препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;
в) защищает атмосферу от загрязнений;
г) способствует очищению морей от загрязнений тяжёлыми металлами?
10). Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия – важнейшего фактора устойчивости биосферы – является:
а) прямое истребление; б) химическое загрязнение среды;
в) физическое загрязнение среды; г) разрушение мест обитания?
Тема 7. "Особо охраняемые природные территории и охрана природы"
1). К особо охраняемым природным территориям относятся:
а) лечебно-оздоровительные местности и курорты;
б) национальные парки;
в) пешеходные зоны в городах с численностью населения более пятьсот тысяч человек;
г) территории садовых товариществ, расположенных на землях, выведенных из сельскохозяйственных обращений?
2). В биосферных заповедниках:
а) осуществляется глобальный экологический мониторинг;
б) разрешена охота;
в) благодаря отсутствию ограничений на природопользование моделируется антропогенное воздействие?
3). Заказники – это:
а) ″неполные заповедники″;
б) хозяйства, поставляющие по предварительным заказам лекарственные растения;
в) природные комплексы, предназначенные для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов?
4). В Красную книгу включаются:
а) только млекопитающие, численность которых сокращается не менее чем на 20% в год;
б) исчезающие и редкие виды, а также виды, находящиеся под угрозой исчезновения;
в) восстанавливающиеся виды;
г) неопределённые виды?
а) лечебно-оздоровительные местности и курорты;
б) национальные парки;
в) пешеходные зоны в городах с численностью населения более пятьсот тысяч человек;
г) территории садовых товариществ, расположенных на землях, выведенных из сельскохозяйственных обращений?
2). В биосферных заповедниках:
а) осуществляется глобальный экологический мониторинг;
б) разрешена охота;
в) благодаря отсутствию ограничений на природопользование моделируется антропогенное воздействие?
3). Заказники – это:
а) ″неполные заповедники″;
б) хозяйства, поставляющие по предварительным заказам лекарственные растения;
в) природные комплексы, предназначенные для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов?
4). В Красную книгу включаются:
а) только млекопитающие, численность которых сокращается не менее чем на 20% в год;
б) исчезающие и редкие виды, а также виды, находящиеся под угрозой исчезновения;
в) восстанавливающиеся виды;
г) неопределённые виды?
-10-
5). Полностью исчезнувшие на Земле виды животных:
а) амурский тигр; б) стеллерова корова;
в) лошадь Пржевальского; г) странствующий голубь?
6). Что способствует загрязнению водоёмов:
а) дым с фабрик и заводов; б) водный транспорт;
в) вырубка лесов; г) охота на животных?
7). Укажите, что способствует истреблению животных:
а) строительство очистных сооружений;
б) переоборудование заводов и фабрик;
в) охота и браконьерство; г) посадка деревьев?
8). Укажите, что способствует уничтожению лесов:
а) сплошная вырубка деревьев; б) усиливающийся пресс туризма;
в) лесные пожары и выжигание растительности;
г) рост количества целлюлозно-бумажных предприятий?
9). Укажите действия людей по охране природы:
а) строительство дорог; б) возделывание полей;
в) охрана редких животных в заповедниках, заказниках и национальных парках;
г) занесение в Красные книги исчезающих животных?
10). Верны ли следующие суждения об угрозах природе:
А. Загрязнение воздуха происходит из-за попадания дыма с фабрик и заводов.
Б. Истребление животных происходит потому, что человек охотится на них ради вкусного мяса, красивого меха или кожи.
а) верны оба суждения; б) оба суждения неверны;
в) верно только А; г) верно только Б?
11). Верны ли следующие суждения о заказниках:
А. На территории заказника нельзя оборудовать стоянки отдыха, ставить палатки, разжигать костры.
Б. На территории заказника нельзя ездить на машинах и мотоциклах.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны?
12). Какие виды особо охраняемых природных территорий имеются на территории Санкт-Петербурга:
а) заповедники; б) заказники; в) национальные парки;
г) природные парки; д) памятники природы?
а) амурский тигр; б) стеллерова корова;
в) лошадь Пржевальского; г) странствующий голубь?
6). Что способствует загрязнению водоёмов:
а) дым с фабрик и заводов; б) водный транспорт;
в) вырубка лесов; г) охота на животных?
7). Укажите, что способствует истреблению животных:
а) строительство очистных сооружений;
б) переоборудование заводов и фабрик;
в) охота и браконьерство; г) посадка деревьев?
8). Укажите, что способствует уничтожению лесов:
а) сплошная вырубка деревьев; б) усиливающийся пресс туризма;
в) лесные пожары и выжигание растительности;
г) рост количества целлюлозно-бумажных предприятий?
9). Укажите действия людей по охране природы:
а) строительство дорог; б) возделывание полей;
в) охрана редких животных в заповедниках, заказниках и национальных парках;
г) занесение в Красные книги исчезающих животных?
10). Верны ли следующие суждения об угрозах природе:
А. Загрязнение воздуха происходит из-за попадания дыма с фабрик и заводов.
Б. Истребление животных происходит потому, что человек охотится на них ради вкусного мяса, красивого меха или кожи.
а) верны оба суждения; б) оба суждения неверны;
в) верно только А; г) верно только Б?
11). Верны ли следующие суждения о заказниках:
А. На территории заказника нельзя оборудовать стоянки отдыха, ставить палатки, разжигать костры.
Б. На территории заказника нельзя ездить на машинах и мотоциклах.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны?
12). Какие виды особо охраняемых природных территорий имеются на территории Санкт-Петербурга:
а) заповедники; б) заказники; в) национальные парки;
г) природные парки; д) памятники природы?
-11-
Ответы
Тема 1. ″Среды обитания организмов. Экологические факторы среды″
1 – в; 4 – б; 7 – в; 10 – а;
2 – г; 5 – б; 8 – а; 11 – а;
3 – г; 6 – б; 9 – в;
Тема 2. ″Экосистема и её компоненты″
1 – б; 4 – а; 7 – в; 10 – б;
2 – г; 5 – в; 8 – а; 11 – в.
2 – г; 5 – в; 8 – а; 11 – в.
3 – а; 6 – г; 9 – в;
Тема 3. ″Разнообразие экосистем. Саморазвитие и смена экосистем. Агроэкосистемы″
1 – а; 4 – г; 7 – б; 10 – а;
2 – б; 5 – г; 8 – г; 11 – в.
2 – б; 5 – г; 8 – г; 11 – в.
3 – а; 6 – в; 9 – а;
Тема 4. ″Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Роль в нём организмов разных царств. Саморегуляция в экосистемах″
1 – б; 3 – в; &nbs